Не выявлено нарушений земельного законодательства только при проведении плановой проверки ФГБНУ «Карельская государственная сельскохозяйственная опытная станция», где ранее в 2016 году Управлением было установлено 5 случаев захламления земель отходами производства и коммунальными бытовыми отходами. В настоящее время все свалки убраны, земли приведены в состояние, пригодное для сельскохозяйственного использования, фактов неиспользования земель для сельскохозяйственного производства не установлено.
В остальных случаях после проведения надзорных мероприятий по нарушениям земельного законодательства составлено 20 протоколов об административных правонарушениях. Предприятиям назначено наказание в виде штрафа: в Республике Карелия на сумму 414 тыс. руб., в Архангельской области – 715 тыс. руб.
Типовым нарушением явилась порча земель — уничтожение плодородного слоя почвы в результате нарушения правил обращения с отходами животноводства, производства и потребления.
Сельскохозяйственными предприятиями допущен массовый слив свиного навоза, нарушение технологии внесения свиного навоза, складирование жидкого навоза крупного рогатого скота. Лабораторные исследования показали, что на одном земельном участке, куда был осуществлен слив свиного навоза, по микробиологическим показателям индекс энтерококков составляет «1000». Категория загрязненности почвы при таком индексе классифицируется как «опасная». На остальных участках, где допущен слив навоза КРС, индекс энтерококков – «100», категория загрязнения почвы – умеренно опасная.
В соответствии с Федеральным классификационным каталогом отходов, утвержденным Приказом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 22.05.2017 №242 (далее ФККО), навоз свиней свежий относится к отходам 3 класса опасности, перепревший – 4 класса опасности, навоз крупного рогатого скота свежий отнесён к отходам 4 класса опасности, перепревший — к отходам 5 класса опасности.
Допуская слив свиного навоза, складирование навоза крупного рогатого скота на сельскохозяйственных угодьях, невыполнение технологии внесения навоза как органического удобрения, сельскохозяйственными предприятиями нарушаются требования п. 2 ч. 2 ст. 13, ст.42 Земельного кодекса Российской Федерации, п. 1, 2 ст. 51 Федерального Закона «Об охране окружающей среды» от 10.02.2002 № 7-ФЗ.
Для соблюдения норм и правил, установленных законодательством в части обращения с отходами животноводства, а именно с навозом крупного рогатого скота, применения его как органического удобрения на предприятии должны быть разработаны, утверждены и соблюдаться: Технологический регламент экологически безопасного использования навоза в качестве органического удобрения, Технические условия на навоз. При этом полученные органические удобрения по токсикологическим, ветеринарно-санитарным, гигиеническим характеристикам должны соответствовать требованиям ГОСТа Р 53117-2008. Соответственно, на момент вывозки навоза на поля в качестве органического удобрения должны быть проведены исследования навоза, навозных и компостов стоков на показатели безопасности.
За уничтожение плодородного слоя почвы, а равно порчу земель в результате нарушения правил обращения с опасными для здоровья людей и окружающей среды веществами и отходами производства и потребления частью 2 статьи 8.6 КоАП РФ предусматривается административная ответственность в виде административного штрафа на должностных лиц — от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от двадцати тысяч до сорока тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц — от сорока тысяч до восьмидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Ст. 77 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» предусмотрено возмещение вреда, нанесенного почвам как объекту окружающей среды. Расчет вреда осуществляется по методике, утвержденной Приказом Минприроды России от 08.07.2010 N 238.
Другим типовым нарушением земельного законодательства является невыполнение установленных требований и обязательных мероприятий по улучшению, защите земель и охране почв, выражающееся в захламлении земель отходами производства, коммунальными бытовыми отходами. Ответственность за данное правонарушение предусмотрена частью 2 статьи 8.7 КоАП РФ и влечет наложение административного штрафа на должностных лиц — от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей; на юридических лиц — от четырехсот тысяч до семисот тысяч рублей.
В соответствии с пунктом 1 статьи 77 Земельного кодекса Российской Федерации землями сельскохозяйственного назначения признаются земли, находящиеся за границами населенного пункта и предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей.
Допуская захламление земель сельскохозяйственного назначения, хозяйствующими субъектами нарушаются ст. 12, пп. 2 п. 2 ст. 13, ст. 42, п. 1 ст. 77 Земельного кодекса Российской Федерации, ст. 8 Федерального закона от 16.07.1998 N 101-ФЗ «О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения», ст. 51 Федерального Закона от 10.02.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды».
Перед использованием земель сельскохозяйственного назначения в целях, не связанных с сельскохозяйственным производством, требуется изменить категорию земель. Возможно использование земель сельскохозяйственного назначения или земельных участков в составе таких земель, в период осуществления строительства дорог, линий электропередач, линий связи (в том числе линейно-кабельных сооружений), нефтепроводов, газопроводов и иных трубопроводов без перевода земель сельскохозяйственного назначения в земли иных категорий при наличии утвержденного проекта рекультивации (ч. 2 ст. 78 Земельного кодекса РФ).
При проведении проверок выявлены случаи несоблюдения установленных правил проведения агротехнических, фитосанитарных, культуртехнических и агрохимических мероприятий.
В соответствии с пунктами 2 и 3 части 2 и частью 3 статьи 13 Земельного кодекса Российской Федерации собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков в целях охраны земель обязаны проводить мероприятия по воспроизводству плодородия земель сельскохозяйственного назначения, защите сельскохозяйственных угодий от зарастания деревьями и кустарниками, сорными растениями, сохранению достигнутого уровня мелиорации.
Мероприятия по охране земель проводятся в соответствии Федеральным законом от 16 июля 1998 года N 101-ФЗ «О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения». Статья 1 указанного федерального закона дает понятие воспроизводства плодородия земель сельскохозяйственного назначения как сохранения и повышения плодородия земель сельскохозяйственного назначения посредством систематического проведения агротехнических, агрохимических, мелиоративных, фитосанитарных, противоэрозионных и иных мероприятий.
Статья 8 Федерального закона от 16.07.1998 № 101-ФЗ «О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения» обязывает собственников, владельцев, пользователей, в том числе арендаторов земельных участков осуществлять производство сельскохозяйственной продукции способами, обеспечивающими воспроизводство плодородия земель сельскохозяйственного назначения, а также исключающими или ограничивающими неблагоприятное воздействие такой деятельности на окружающую среду. Наказание за невыполнение этого требования также предусмотрено ч. 2 ст. 8.7 КоАП РФ и влечет наложение административного штрафа на должностных лиц — от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей; на юридических лиц — от четырехсот тысяч до семисот тысяч рублей.
Сельскохозяйственными предприятиями допущены повреждения мелиоративных систем, выраженные в зарастании мелиоративной системы древесно-кустарниковой растительностью. Ответственность за такое нарушение предусмотрена ч. 2 ст.10.10 КоАП РФ в виде административного штрафа на должностных лиц — от двух тысяч до трех тысяч рублей; на юридических лиц — от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей.
Правовые основы деятельности в области мелиорации земель установлены Федеральным законом от 10.01.1996 N 4-ФЗ «О мелиорации земель». Основные эксплуатационные мероприятия, обеспечивающие нормальное состояние осушительной системы, обозначены в п. 2.2.4 Правил эксплуатации мелиоративных систем и отдельно расположенных гидротехнических сооружений (утверждены Министерством сельского хозяйства и продовольствия Российской Федерации 26 мая 1998 г.).
Отдельные сельскохозяйственные предприятия уклоняются от исполнения предписаний об устранении выявленных нарушений. Наказание за неисполнение предписания об устранении выявленных нарушений в установленный срок предусмотрено ч. 25 ст. 19.5 и влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на должностных лиц — от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или дисквалификацию на срок до трех лет; на юридических лиц — от ста тысяч до двухсот тысяч рублей.
Повторное в течение года неисполнение предписания об устранении выявленных нарушений в установленный срок в соответствии с ч. 26 ст. 19.5 КоАП РФ влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на должностных лиц — от семидесяти тысяч до ста тысяч рублей или дисквалификацию на срок до трех лет; на юридических лиц — от двухсот тысяч до трехсот тысяч рублей.
Массовым нарушением земельного законодательства является неиспользование земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения, оборот которых регулируется Федеральным законом от 24 июля 2002 года N 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», для ведения сельскохозяйственного производства или осуществления иной связанной с сельскохозяйственным производством деятельности. Ответственность за такое нарушение предусмотрена ч.2 ст.8.8 КоАП РФ в виде административного штрафа на граждан в размере от 0,3 до 0,5 процента кадастровой стоимости земельного участка, но не менее трех тысяч рублей; на должностных лиц — от 0,5 до 1,5 процента кадастровой стоимости земельного участка, но не менее пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц — от 2 до 10 процентов кадастровой стоимости земельного участка, но не менее двухсот тысяч рублей.
При выявлении неиспользуемых земель принимаются меры по их изъятию у неэффективных правообладателей, инициируется расторжение договоров аренды. Порядок принудительного изъятия земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения и прекращение прав на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения при неиспользовании по целевому назначению или использовании с нарушением законодательства Российской Федерации и особенности приобретения прав на такие земельные участки установлен в статье 6 Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения».