В соответствии с пунктом 1 статьи 78 Земельного кодекса Российской Федерации от 25.10.2001 N 136-ФЗ (далее — Земельный кодекс РФ) земли сельскохозяйственного назначения могут использоваться для ведения сельскохозяйственного производства, создания защитных лесных насаждений, научно-исследовательских, учебных и иных, связанных с сельскохозяйственным производством целей, а также для целей аквакультуры (рыбоводства).
Работы, связанные с добычей полезных ископаемых, строительные работы на землях сельскохозяйственного назначения противоречат принципам приоритета охраны земель, как важнейшего компонента окружающей среды и средства производства в сельском хозяйстве.
Тем не менее, Управлением ежегодно фиксируются случаи нарушения земельного законодательства недропользователями. Так, в 2018 году на территории Архангельской области выявлено 4 несанкционированных карьера добычи ПГС (песчано-гравийная смесь) на площади 3,6 га, сумма штрафов виновным лицам по части 1 статьи 8.6 КоАП РФ составила 62 тысячи рублей, предъявлено возмещение вреда, нанесенного почве как объекту окружающей среды в денежном эквиваленте — 376,5 тысяч рублей. Установлено 3 случая порчи земель в результате аварийных ситуаций на нефтепроводах в Ненецком автономном округе, по которым возбуждены административные дела по части 2 статьи 8.6 КоАП РФ.
Требования по охране земель, установленные нормативными документами
Статья 13 Земельного кодекса РФ устанавливает, что в целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны:
— проводить мероприятия по защите земель от водной и ветровой эрозии, селей, подтопления, заболачивания, вторичного засоления, иссушения, уплотнения, загрязнения химическими веществами, в том числе радиоактивными, иными веществами и микроорганизмами, загрязнения отходами производства и потребления и другого негативного воздействия;
— при проведении связанных с нарушением почвенного слоя строительных работ и работ, связанных с пользованием недрами, плодородный слой почвы снимается и используется для улучшения малопродуктивных земель;
— лица, деятельность которых привела к ухудшению качества земель (в том числе в результате их загрязнения, нарушения почвенного слоя), обязаны обеспечить их рекультивацию. Рекультивация земель представляет собой мероприятия по предотвращению деградации земель и (или) восстановлению их плодородия посредством приведения земель в состояние, пригодное для их использования в соответствии с целевым назначением и разрешенным использованием, в том числе путем устранения последствий загрязнения почв, восстановления плодородного слоя почвы, создания защитных лесных насаждений;
— в случае, если негативное воздействие на земли привело к их деградации, ухудшению экологической обстановки и (или) нарушению почвенного слоя, в результате которых не допускается осуществление хозяйственной деятельности, а устранение таких последствий путем рекультивации невозможно, допускается консервация земель;
— лица, в результате деятельности которых возникла необходимость консервации земель, возмещают правообладателям земельных участков, в отношении которых принято решение о консервации, убытки в соответствии со статьей 57 Земельного кодекса РФ;
— охрана земель, занятых оленьими пастбищами в районах Крайнего Севера, отгонными, сезонными пастбищами, осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Правила проведения рекультивации и консервации земель, утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 10.07.2018 № 800.
Согласно статье 42 Земельного кодекса РФ собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель и, разрешенным использованием способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле, как природному объекту.
В целях осуществления деятельности, назначение которой не соответствует категории соответствующего земельного участка, необходимо осуществить перевод земельного участка в другую категорию в порядке, установленном Федеральным законом от 21.12.2004 № 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категорию в другую».
В соответствии с пунктом 8 части 1 статьи 7 Федерального закона от 21.12.2004 № 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» допускается перевод земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения в земли иных категорий для целей добычи полезных ископаемых при наличии утвержденного проекта рекультивации земель.
Согласно пункту 2 статьи 78 Земельного кодекса РФ использование земель сельскохозяйственного назначения или земельных участков в составе таких земель, предоставляемых на период осуществления строительства, реконструкции дорог, линий электропередачи, линий связи (в том числе линейно-кабельных сооружений), нефтепроводов, газопроводов и иных трубопроводов, и использование таких земельных участков и (или) земель для строительства, реконструкции, капитального или текущего ремонта, эксплуатации сооружений, указанных в подпункте 1 статьи 39.37 Земельного кодекса РФ, на основании публичного сервитута осуществляется при наличии утвержденного проекта рекультивации таких земель для нужд сельского хозяйства без перевода земель сельскохозяйственного назначения в земли иных категорий.
Требования к качеству почв сельскохозяйственных угодий
Требования к качеству почв сельскохозяйственных угодий, обуславливающих соблюдение гигиенических нормативов при размещении, проектировании, строительстве, реконструкции (техническом перевооружении) и эксплуатации объектов различного назначения, в том числе и тех, которые могут оказывать неблагоприятное воздействие на состояние почв установлены СанПиН 2.1.7.1287-03 «Санитарно-эпидемиологические требования к качеству почвы».
Требования настоящих санитарных правил обязательны для исполнения всеми юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями независимо от их подчиненности и форм собственности.
Гигиенические требования к почвам сельскохозяйственных угодий основываются на ПДК (предельно допустимой концентрации) химических веществ в почве с учетом их лимитирующего показателя вредности и приоритетности транслокационного показателя. Почвы сельскохозяйственного назначения по степени загрязнения химическими веществами разделены на следующие категории: допустимые, умеренно опасные, опасные и чрезвычайно опасные:
— допустимая категория почв – содержание химических веществ в почве превышает фоновое, но не выше ПДК;
— умеренно опасная категория почв – содержание химических веществ в почве превышает их ПДК при лимитирующем общесанитарном, миграционном водном и миграционном воздушном показателях вредности, но ниже допустимого уровня по транслокационному показателю вредности;
— опасная категория почв – содержание химических веществ в почве превышает их ПДК при лимитирующем транслокационном показателе вредности;
— чрезвычайно опасная категория почв – содержание химических веществ превышает ПДК по всем показателям вредности.
В СанПиНе 2.1.7.1287-03 дана следующая оценка степени химического загрязнения почвы:
Оценка степени химического загрязнения почвы
Категории
загрязнения
|
Санитарное
число
Хлебникова
|
Суммарный
показатель
загрязнения (Zc)
|
Содержание в почве (мг/кг)
|
I класс опасности
|
II класс опасности
|
III класс опасности
|
Органические
соединения
|
Неорганические
соединения
|
Органические
соединения
|
Неорганические
соединения
|
Органические
соединения
|
Неорганические
соединения
|
Чистая <*>
|
0,98 и >
|
—
|
от фона
до ПДК
|
от фона
до ПДК
|
от фона
до ПДК
|
от фона
до ПДК
|
от фона
до ПДК
|
от фона
до ПДК
|
Допустимая
|
0,98 и >
|
< 16
|
от 1 до 2
ПДК
|
от 2 фоновых значений до ПДК
|
от 1 до 2
ПДК
|
от 2 фоновых значений до ПДК
|
от 1 до 2
ПДК
|
от 2 фоновых значений до ПДК
|
Умеренно
опасная
|
0,85 —
0,98
|
16 — 32
|
|
|
|
|
от 2 до 5
ПДК
|
от ПДК
до Kmax
|
Опасная
|
0,7 — 0,85
|
32 — 128
|
от 2 до 5
ПДК
|
от ПДК
до Kmax
|
от 2 до 5
ПДК
|
от ПДК
до Kmax
|
> 5 ПДК
|
> Kmax
|
Чрезвычайно
опасная
|
< 0,7
|
> 128
|
> 5 ПДК
|
> Kmax
|
> 5 ПДК
|
> Kmax
|
|
|
———————————
<*> Категория загрязнения относится к объектам повышенного риска.
Кмах — максимальное значение допустимого уровня содержания элемента по одному из четырех показателей вредности.
Zc — расчет проводится в соответствии с методическими указаниями по гигиенической оценке качества почвы населенных мест.
Рекомендации об использовании почв обусловливаются степенью их химического, бактериологического, паразитологического и энтомологического загрязнения
Категории загрязнения почв
|
Рекомендации по использованию почв
|
Чистая
|
Использование без ограничений
|
Допустимая
|
Использование без ограничений, исключая объекты повышенного риска
|
Умеренно опасная
|
Использование в ходе строительных работ под отсыпки котлованов и выемок, на участках озеленения с подсыпкой слоя чистого грунта не менее 0,2 м
|
Опасная
|
Ограниченное использование под отсыпки выемок и котлованов с перекрытием слоем чистого грунта не менее 0,5 м
|
Чрезвычайно опасная
|
Вывоз и утилизация на специализированных полигонах
|
Для эффективного осуществления строительных работ и работ, связанных с пользованием недрами на землях категории «земли сельскохозяйственного назначения» необходимо:
1. Разработать и утвердить проект рекультивации земельного участка, на котором предполагается проведение выше указанных работ.
2. Осуществить перевод земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения в другую категорию в установленном порядке.
3. С целью снижения аварийных случаев нефтеразливов усилить контроль со стороны юридического лица, индивидуального предпринимателя за вверенными ему объектами инфраструктуры.
4. Осуществлять производственный контроль за соблюдением требований промышленной безопасности на опасных производственных объектах.
Ответственность за нарушения земельного законодательства, повлекшие за собой порчу земель
За порчу и уничтожение плодородного слоя почвы, невыполнение или некачественное выполнение обязательств по рекультивации нарушенных земель, несоблюдение установленных экологических и других стандартов, правил и норм при проведении работ, связанных с нарушением почвенного покрова, юридические, должностные и физические лица несут административную и другую ответственность, установленную действующим законодательством.
В соответствии с частью 1 статьи 8.6 КоАП РФ самовольное снятие или перемещение плодородного слоя почвы влечет наложение административного штрафа
— на граждан в размере от одной тысячи до трех тысяч рублей;
— на должностных лиц — от пяти тысяч до десяти тысяч рублей;
— на юридических лиц — от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
В соответствии с частью 2 статьи 8.6 КоАП РФ уничтожение плодородного слоя почвы, а равно порча земель в результате нарушения правил обращения с пестицидами и агрохимикатами или иными опасными для здоровья людей и окружающей среды веществами и отходами производства и потребления влечет наложение административного штрафа
— на граждан в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей;
— на должностных лиц — от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей;
— на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица — от двадцати тысяч до сорока тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток;
— на юридических лиц — от сорока тысяч до восьмидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Часть 1 статьи 8.7 КоАП РФ устанавливает ответственность за невыполнение или несвоевременное выполнение обязанностей по рекультивации земель при разработке месторождений полезных ископаемых, включая общераспространенные полезные ископаемые, осуществление строительных, мелиоративных, изыскательских и иных работ, в том числе работ, осуществляемых для внутрихозяйственных или собственных надобностей, а также после завершения строительства, реконструкции и (или) эксплуатации объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры, сноса объектов лесной инфраструктуры — влечет наложение административного штрафа
— на граждан в размере от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей;
— на должностных лиц — от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей;
— на юридических лиц — от четырехсот тысяч до семисот тысяч рублей.
В соответствии со ст. 77 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» юридические и физические лица, причинившие вред окружающей среде в результате ее загрязнения, истощения, порчи, уничтожения, нерационального использования природных ресурсов, деградации и разрушения естественных экологических систем, природных комплексов и природных ландшафтов и иного нарушения законодательства в области охраны окружающей среды, обязаны возместить его в полном объеме в соответствии с законодательством.
Статьей 78 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» определено, что компенсация вреда окружающей среде, причиненного нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, осуществляется добровольно либо по решению суда или арбитражного суда. Определение размера вреда окружающей среде, причиненного нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, осуществляется исходя из фактических затрат на восстановление нарушенного состояния окружающей среды, с учетом понесенных убытков, в том числе упущенной выгоды, а также в соответствии с проектами рекультивационных и иных восстановительных работ, при их отсутствии в соответствии с таксами и методиками исчисления размера вреда окружающей среде, утвержденными органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды.
Методикой исчисления размера вреда, причиненного почвам как объекту охраны окружающей среды, утвержденной приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 08.07.2010 № 238 (ред. от 11.07.2018) предусмотрено исчисление в стоимостной форме размера вреда, причиненного почвам.
У собственника земельного участка, допустившего порчу земель, повлекшую за собой существенное снижение плодородия почв земель сельскохозяйственного назначения или причинение вреда окружающей среде, при условии неустранения нарушений после назначения административного наказания земельный участок может быть изъят по решению суда в порядке, установленном в статье 6 Федерального закона от 24.07.2002 № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения».