В соответствии с планом проверок муниципальных образований Управлением Россельхознадзора по Республике Карелия, Архангельской области и Ненецкому автономному округу в 2017 году проведено 57 проверок муниципальных образований (Республика Карелия — 34, Архангельская область — 23), являющихся правообладателями земель сельскохозяйственного назначения. Основные нарушения, выявленные при таких проверках, – несанкционированные свалки твердых коммунальных отходов на землях сельскохозяйственного назначения.
В настоящее время осуществляется переход на новую систему обращения с твердыми коммунальными отходами. Изменениями, внесенными в Федеральный закон от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», с 1 января 2016 года к полномочиям органов местного самоуправления в области обращения с отходами отнесены — участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию или захоронению твердых коммунальных отходов на территории соответствующих муниципальных образований (объем полномочий различен в зависимости от уровня муниципального образования – поселение, муниципальный район или городской округ). Деятельность по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов передана от органов местного самоуправления органам государственной власти субъектов РФ. Постановлением Правительства Республики Карелия от 29.12.2016 №471-п утверждена Территориальная схема обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами. В Архангельской области принята Региональная программа в области обращения с отходами производства и потребления, в том числе с твердыми коммунальными отходами (постановление Правительства Архангельской области от 12.12.2017 №556-пп). Согласно Паспорту программы органы местного самоуправления муниципальных образований Архангельской области являются одними из её исполнителей.
Муниципальные образования, являясь правообладателями земель, несут ответственность за нарушение требований земельного законодательства, как и другие правообладатели земельных участков. Однако, при проверках земельных участков, правообладателями которых являются муниципальные образования, выявлены факты их зарастания сорной, древесной и кустарниковой растительностью. Установлены случаи, когда муниципальные образования не владеют информацией о своих правах на земли, отошедшие к ним в результате отказов граждан от права собственности.
Наказание за неиспользование земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения, оборот которого регулируется Федеральным законом от 24.07.2002 №101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», для ведения сельскохозяйственного производства или осуществления иной связанной с сельскохозяйственным производством деятельности предусмотрено ч.2 ст.8.8 КоАП РФ в виде административного штрафа:
на граждан в размере от 0,3 до 0,5 % кадастровой стоимости земельного участка, но не менее 3 000 рублей;
на должностных лиц — от 0,5 до 1,5 % кадастровой стоимости земельного участка, но не менее 50 000 рублей;
на юридических лиц — от 2 до 10 % кадастровой стоимости земельного участка, но не менее 200 000 рублей.
В соответствии с Порядком осуществления государственного мониторинга земель сельскохозяйственного назначения, утвержденным приказом Минсельхоза РФ от 24.12.2015 № 664, муниципальные образования являются участниками государственного мониторинга использования земель сельскохозяйственного назначения, в соответствии с которым обязаны владеть информацией по имеющимся на их территории землям, а именно: о сельскохозяйственных угодьях, мелиорируемых землях, землях фонда перераспределения земель, а также сведениями о количестве сельскохозяйственных предприятий и фермерских хозяйств, количестве и площадях невостребованных земельных долей.
В ходе проверок в Архангельской области выявлены случаи незаконного установления видов разрешенного использования на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения. Приказом Минэкономразвития России от 01.09.2014 №540 утвержден классификатор видов разрешенного использования земельных участков, в котором дано содержание и описание вида разрешенного использования. В соответствии со статьей 78 Земельного кодекса РФ земли сельскохозяйственного назначения могут использоваться для ведения сельскохозяйственного производства, создания защитных лесных насаждений, научно-исследовательских, учебных и иных связанных с сельскохозяйственным производством целей, а также для целей аквакультуры (рыбоводства). Согласно классификатору для категории земель сельскохозяйственного назначения вид разрешенного использования земельного участка установлен в соответствии с целевым использованием земель – ведение сельскохозяйственного производства.