В Реестр поднадзорных объектов Управления в области государственного земельного надзора включено 8,5 тысяч субъектов земельных отношений, из которых 94% — граждане — правообладатели земельных участков. В отношении граждан Управлением проводятся плановые и внеплановые проверки, которых в 2017 году проведено 175 (Республика Карелия — 85, Архангельская область — 90), при этом было выявлено 95 нарушений земельного законодательства (Республика Карелия — 40, Архангельская область — 55).
В соответствии со статьей 42 Земельного кодекса Российской Федерации граждане, как и все собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны:
— использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту;
— сохранять межевые, геодезические и другие специальные знаки, установленные на земельных участках в соответствии с законодательством;
— осуществлять мероприятия по охране земель, лесов, водных объектов и других природных ресурсов, в том числе меры пожарной безопасности;
— своевременно приступать к использованию земельных участков в случаях, если сроки освоения земельных участков предусмотрены договорами;
— своевременно производить платежи за землю;
— соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов;
— не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы;
— выполнять иные требования, предусмотренные Земельным кодексом Российской Федерации и другими федеральными законами.
Массовым видом нарушений земельного законодательства, допущенных гражданами, является, прежде всего, неиспользование земельного участка для ведения сельскохозяйственного производства или осуществления иной связанной с сельскохозяйственным производством деятельности в течение срока, установленного указанным Федеральным законом. За такие нарушения ч. 2 ст. 8.8 КоАП РФ предусмотрено наказание в виде административного штрафа на граждан в размере от 0,3 до 0,5 процента кадастровой стоимости земельного участка, но не менее трех тысяч рублей; на должностных лиц — от 0,5 до 1,5 процента кадастровой стоимости земельного участка, но не менее пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц — от 2 до 10 процентов кадастровой стоимости земельного участка, но не менее двухсот тысяч рублей.
Перечень признаков неиспользования земельных участков установлен Постановлением Правительства РФ от 23.04.2012 N 369, в соответствии с которым неиспользование земельного участка определяется на основании одного из следующих признаков:
— на пашне не производятся работы по возделыванию сельскохозяйственных культур и обработке почвы;
— на сенокосах не производится сенокошение;
— на культурных сенокосах содержание сорных трав в структуре травостоя превышает 30 процентов площади земельного участка;
— на пастбищах не производится выпас скота;
— на многолетних насаждениях не производятся работы по уходу и уборке урожая многолетних насаждений и не осуществляется раскорчевка списанных многолетних насаждений;
— залесенность и (или) закустаренность составляет на пашне свыше 15 процентов площади земельного участка;
— залесенность и (или) закустаренность на иных видах сельскохозяйственных угодий составляет свыше 30 процентов;
— закочкаренность и (или) заболачивание составляет свыше 20 процентов площади земельного участка.
Выявление неиспользуемых земель влечет за собой изъятие земельных участков у неэффективных правообладателей, инициирование расторжения договоров аренды.
Принудительное изъятие земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения у его собственника, принудительное прекращение права постоянного (бессрочного) пользования, права пожизненного наследуемого владения, права безвозмездного пользования земельным участком из земель сельскохозяйственного назначения, права аренды такого земельного участка осуществляются в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации, Земельным кодексом Российской Федерации и статьей 6 Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения».
Экономическим рычагом воздействия на недобросовестных землевладельцев, которые длительное время не используют свои земли для производства сельхозпродукции, является применение повышенной ставки земельного налога, которая увеличивается с 0,3% до 1,5%, т.е. в 5 раз.