Экономическим рычагом влияния на недобросовестных землевладельцев, которые длительное время не используют свои земли для производства сельхозпродукции, также является применение повышенной ставки земельного налога, которая увеличивается в 5 раз с 0,3% до 1,5%.
Согласно абз. 2 пп. 1 п. 1 ст. 394 Налогового Кодекса Российской Федерации налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) и не могут превышать, в частности, 0,3% в отношении земельных участков, отнесенных к землям сельскохозяйственного назначения или к землям в составе зон сельскохозяйственного использования в населенных пунктах и используемых для сельскохозяйственного производства.
Как следует из данной нормы Налогового Кодекса РФ, для применения налоговой ставки в размере, не превышающем 0,3%, необходимо соблюдение одновременно двух условий: отнесение земельного участка к определенной категории или виду разрешенного использования (к землям сельскохозяйственного назначения или к землям в составе зон сельскохозяйственного использования в населенных пунктах) и использование этого земельного участка для сельскохозяйственного производства.
Таким образом, если земельный участок отвечает указанным выше критериям, налогообложение производится по налоговой ставке, не превышающей 0,3%. В случае, если земельный участок признан органом государственного надзора неиспользуемым для сельскохозяйственного производства, налогообложение в отношении участка проводится по налоговой ставке, установленной представительным органом муниципального образования в отношении «прочих земель» и не превышающей 1,5%, начиная с налогового периода, в котором вынесено решение о выявленном нарушении, до начала налогового периода, в котором нарушение устранено (независимо от перехода прав на такой земельный участок от одного налогоплательщика к другому).
Сведения о выявленных Управлением Россельхознадзора нарушениях в части неиспользуемых земель и земель, заросших сорной, древесной и кустарниковой растительностью, передаются в территориальные территориальные управления Федеральной налоговой службы с 2014 года. Так, за 2017 год в налоговую службу направлено 123 материала (Республика Карелия – 74, Архангельская область – 49), по которым дополнительно начислено 30,5 тысяч рублей (Республика Карелия – 12 тысяч рублей, Архангельская область – 18,5 тысяч рублей).
В ходе выступления на итоговой коллегии Министерства сельского хозяйства Российской Федерации министром А.Н. Ткачевым заявлено, что министерство предложило повысить налоговую ставку для сельскохозяйственных угодий до 10% от кадастровой стоимости, что должно стимулировать недобросовестных собственников вводить неиспользуемые земли в оборот или продавать. «Земля для российского крестьянина была и остается кормилицей, основой материального благополучия и нашей великой культуры. Но вместе с тем мы нередко имеем дело с ситуацией, которую не встретишь в других странах, – брошенные сельскохозяйственные угодья. При этом абсолютно реально вернуть 10 мл. га в оборот, для этого нам приходится «подталкивать» собственников, в том числе через законодательные меры» — заявлено А.Н. Ткачевым.
Управление Россельхознадзора по Республике Карелия, Архангельской области и Ненецкому автономному округу перед началом сельскохозяйственного периода рекомендует правообладателям земель вспомнить о своих обязанностях, установленных в статье 42 Земельного кодекса РФ, обеспечить использование земельных участков в соответствии с присвоенной им категорией и видом разрешенного использования.