- Об Управлении
- Деятельность
- Госуслуги
- Выдача и оформление ветеринарных сопроводительных документов
- Контроль и надзор
- Обращение побочных продуктов животноводства
- Информационные системы
- Перечни объектов федерального государственного контроля
- Профилактика правонарушений
- Планы проверок (КНМ)
- Профилактика рисков
- Итоги деятельности
- Межведомственное взаимодействие
- Пресс-служба
- Для граждан
- Контакты
- Об Управлении
- Деятельность
- Госуслуги
- Выдача и оформление ветеринарных сопроводительных документов
- Контроль и надзор
- Обращение побочных продуктов животноводства
- Информационные системы
- Перечни объектов федерального государственного контроля
- Профилактика правонарушений
- Планы проверок (КНМ)
- Профилактика рисков
- Итоги деятельности
- Межведомственное взаимодействие
- Пресс-служба
- Для граждан
- Контакты
- Главная За месяц в Управление поступает до двух десятков жалоб на неисполнение закона о побочных продуктах животноводства
За месяц в Управление поступает до двух десятков жалоб на неисполнение закона о побочных продуктах животноводства
Исполнение закона о побочных продуктах животноводства, новые требования к «навозу» не перестают вызывать бурную, зачастую негативную реакцию со стороны хозяйствующих субъектов, поддерживаются отдельными должностными лицами в исполнительной власти, которые должны были обеспечить на своей территории переход к цивилизованному ведению сельского хозяйства. Можно долго возмущаться, вспоминать, что испокон веку использовали навоз как удобрение, сетовать, что введенные требования избыточны, но Североморское межрегиональное управление Россельхознадзора не готово поддержать это мнение.
Только за август 2023 года в Управление поступило почти два десятка жалоб граждан (не всегда безосновательных) по фактам складирования и слива продуктов жизнедеятельности животных с нарушением действующих норм. Зачастую это коллективные обращения, и такая проблема — когда соседство с нерадивыми аграриями значительно снижает качество жизни, актуальна для всей поднадзорной Управлению территории: в республиках Карелия и Коми, в Мурманской и Архангельской областях. Люди жалуются на зловонный запах, тучи насекомых, угрозу источникам воды, несоблюдение элементарных санитарных норм со стороны хозяйствующих субъектов, осуществляющих содержание сельскохозяйственных животных. Обращения касаются как небольших хозяйств, так и целых животноводческих комплексов.
Ситуация усугубляется отсутствием возможности полноценного реагирования со стороны надзорных органов: в настоящее время действует мораторий на проведение проверок, любое выездное контрольно-надзорное мероприятие возможно только в случае непосредственной угрозы причинения вреда жизни и здоровью граждан после его согласования с органами прокуратуры ( «В Вилге фермер устроил свалку навоза», «На ферме в Карелии выявлены нарушения при обращении с побочными продуктами животноводства»). Но в большинстве случаев органы прокуратуры отказывают в согласовании проверок, не усматривая в свалке навоза опасности для населения, лишая контрольно-надзорные органы эффективных инструментов для реагирования. Угрозы жизни нет, но нет и жизни в ее нормальном понимании в этих условиях. Мнение об избыточности требований законодательства в сфере обращения с побочными продуктами животноводства сменяется мыслью: а не слишком ли лояльные условия созданы для недобросовестных хозяйствующих субъектов и как в этих условиях людям защитить свои конституционные права на благоприятную окружающую среду (Конституция Российской Федерации, ст. 42) ?!
Да, сейчас хранение и переработка навоза допускаются только на специализированных площадках, построенных по утвержденным требованиям, а собственник продуктов жизнедеятельности сельхозживотных после обработки и переработки этих продуктов обязан регулярно проводить их исследование в специальных аккредитованных лабораториях.
Можно заметить, что хранение и переработка навоза и ранее допускались только на специализированных площадках – навозохранилищах, площадках для технологической переработки навоза. В соответствии с Федеральным классификационным каталогом отходов, блок 1, утвержденным Приказом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 22.05.2017 №242 (далее ФККО) навоз КРС, свиней и помет куриный являлись отходами животноводства и имели различные классы опасности. Не допускалось складирование свежего навоза на земельных участках, при использовании навоза как органического удобрения на момент вывозки навоза на поля должны были быть проведены исследования навоза, навозных стоков и компостов на показатели безопасности.
Новый закон лишь детализировал нормативные требования к использованию навоза в соответствии с современным подходом к экологичности и безопасности производства, разделил понятия отходов и побочных продуктов животноводства, предоставив аграриям возможность заранее определять, как будут использоваться образуемые при содержании скота отходы.
Новые требования обязуют предприятия и фермеров приводить устаревшие площадки для хранения навоза в современный вид, изменять подход к реализации побочных продуктов животноводства.
Перестройка этой сферы прогнозируемо вызывает сопротивление и трудности, но она неизбежна.
Управление и дальше будет использовать весь комплекс мер реагирования, чтобы переломить ситуацию и обеспечить контроль за оборотом побочных продуктов животноводства в соответствии с действующим законодательством.
Версия для слабовидящих
Размер шрифта:
Цвет сайта:
Кернинг:
Изображения:
Шрифт:
- Обычный
- Arial
- Times New Roman
Вернуться в обычную версию