Согласно плану проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей на 2017 год проверке соблюдения требований земельного законодательства подлежат пять сельскохозяйственных предприятий, не являющихся субъектами малого предпринимательства: три в Республике Карелия и два в Архангельской области.
В ходе плановых проверок, прежде всего, оценивается соблюдение требований земельного законодательства с точки зрения наличия/отсутствия угрозы причинения вреда почве как объекту окружающей среды, а также соблюдения требований, установленных в части использования земель сельскохозяйственного назначения для сельскохозяйственного производства.
В соответствии с п. 2 статьи 14 Федерального закона от 26.12.2008 №294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее – № 294-ФЗ) в распоряжении на проведение проверки указываются, в том числе, правовые основания проведения проверки: подлежащие проверке обязательные требования и требования, установленные муниципальными правовыми актами.
Следует знать: ч. 9 ст. 15 № 294-ФЗ установлено, что при проведении проверки должностные лица органа государственного контроля (надзора) не вправе требовать от юридического лица, индивидуального предпринимателя представления документов, информации до даты начала проведения проверки.
При этом орган государственного контроля (надзора) после издания распоряжения или приказа о проведении проверки вправе запрашивать необходимые документы и (или) информацию в рамках межведомственного информационного взаимодействия.
В соответствии с п. 12 ст. 9 № 294-ФЗ юридическое лицо, индивидуальный предприниматель о проведении плановой проверки уведомляются органом государственного контроля (надзора), органом муниципального контроля не позднее, чем за три рабочих дня до начала ее проведения посредством направления копии распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля о начале проведения плановой проверки заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении и (или) посредством электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью и направленного по адресу электронной почты юридического лица, индивидуального предпринимателя, если такой адрес содержится в едином государственном реестре юридических лиц, едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей либо ранее был представлен юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем в орган государственного контроля (надзора), орган муниципального контроля, или иным доступным способом.
С момента вручения копии распоряжения на проверку рекомендуем подготовить:
— правоудостоверяющие и правоустанавливающие документы на все имеющиеся земельные участки;
— справку о земельном фонде предприятия, в том числе об общем количестве земельных участков земель сельскохозяйственного назначения и их площади, о видах сельскохозяйственных угодий и их площадях;
— информацию о наличии или отсутствии мелиорированных земель, месторасположении мелиорируемых земельных участках, их площади;
— анализ ведения отрасли растениеводства: площади земель, занятые под сельскохозяйственные культуры по их видам, площадь весеннего сева, урожайность сельскохозяйственных культур, валовой сбор (информация предоставляется с даты последней плановой проверки по статистической или бухгалтерской отчетности);
— информацию о наличии или отсутствии системы земледелия, разработанной в соответствии с природно-климатическими, экономическими особенностями региона и утвержденной руководителем предприятия;
— разработанные в соответствии с системой земледелия технологические карты выращивания сельскохозяйственных культур;
— информацию о проведенных агротехнических, агрохимических, мелиоративных, фитосанитарных мероприятиях:
1) представляется анализ агротехнических мероприятий: вспашка (на какой площади проводилась), боронование (на какой площади и под какие культуры), культивация (на какой площади и под какие культуры) и прочие мероприятия;
2) представляется анализ проведения агрохимических мероприятий: последний тур обследования агрохимслужбой или результаты самостоятельного мониторинга плодородия земель; сведения о внесении агрохимикатов и органических удобрений (виды и количество внесенных удобрений, площадь обработки, норма расхода – по годам). Для органических удобрений обязательно наличие утвержденных технических условий на производство органических удобрений, которые должны содержать проведение исследований на безопасность применяемых удобрений. В сельскохозяйственном предприятии должны вестись журналы (книги) учета прихода-расхода удобрений;
3) представляется анализ фитосанитарных мероприятий: когда и кем проводятся обследования на засоренность сельскохозяйственных угодий, должны вестись журналы по обследованиям, анализ проведения химических мероприятий против сорняков, вредителей и болезней (виды применяемых пестицидов, их нормы расхода, даты применения), на предприятии должны вестись журналы по их применению;
4) представляется анализ проведения мелиоративных мероприятий, если земли мелиоративные: какая площадь этих земель, какие мероприятия проводятся в рамках мелиорации, работает или нет система мелиорации, на какой площади не функционирует и по какой причине.
В ходе проверки осуществляется визуальный осмотр всех имеющихся у правообладателя земель сельскохозяйственного назначения, при необходимости осуществляется отбор почвенных проб.
Результаты проверки оформляются актом проверки, который составляется в двух экземплярах по утвержденной типовой форме. Приложением к акту проверки являются результаты проведенных мероприятий по контролю, в том числе – протоколы отбора образцов почвенных проб, протоколы или заключения проведенных исследований, испытаний и экспертиз, объяснения работников хозяйствующего субъекта, на которых возлагается ответственность за нарушение обязательных требований, предписания об устранении выявленных нарушений и иные, связанные с результатами проверки, документы или их копии.
В случае обнаружения при проведении проверки нарушений обязательных требований земельного законодательства должностное лицо, проводящее проверку, обязано принять меры по пресечению выявленных нарушений. Если при проведении проверки выявлено, что деятельностью юридического лица причинен вред или возможно причинение вреда почве как природному объекту, принимаются меры в порядке, установленном Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.